Разумеется, в школе ребенка научат всему, что нужно. Но с младшим школьником нужно отрепетировать простые на первый взгляд действия, которые очень пригодятся. Итак, убедитесь, что ребенок:
· умеет расстегивать и застегивать свою сумку, рюкзак и пенал;
· может быстро и без посторонней помощи раздеться и одеться, что обязательно понадобится ему на уроках физкультуры;
· умеет аккуратно раскладывать и развешивать свою одежду в шкафчике;
· помнит наизусть свой домашний телефон и адрес, имена и фамилии родителей, их рабочие или мобильные телефоны.
Родителям будущих первоклассников:
1. Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача. И если это плохо удается – это не вина ребенка.
3. не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.
4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо!», «Чтобы не было плохих отметок!»
5. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
6. Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не догадывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати всегда нелишне выслушать обе стороны, не торопитесь с выводами.
9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в 1 классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.
10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.
11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать самому, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения.. Спокойный тон, поддержка, («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе»), похвала, даже если не все получится, необходимы.
12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
13. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку. Не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
14. Выработайте единую тактику общения взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка.
Если что – то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей.
15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться труднее. Это в первые 4-6 недель для первоклассника, коней второй четверти первая неделя после зимних каникул, середина третей четверти – в эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
16. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учебе.
17. Очень своевременными будут сказка перед сном, ласковое поглаживание. Никаких выяснений отношений, разговоров о завтрашней контрольной.
18. Верьте в ребенка!
19. Низкая оценка – это психологическая травма для ребенка. Чтобы предупредить оценочный травматизм, не наказывайте за плохую оценку. И вы, и ребенок должны понимать, что оценка – как красная лампочка, сигнал тревоги: здесь недоучили, не разобрались, недостаточно постарались, а не повод расквитаться с ребенком за ваши, кстати, добровольно взятые на себя тревоги.
20. Помните, что любую вашу оценку ребенок склонен принимать глобально, считая, что оценивают его личность: «Тройка – я плохой».
21. Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение.