Актуальность проблемы организации школьного питания

 

Актуальность проблемы организации школьного питания

 

Создание благоприятных условий для всестороннего развития личности школьника – первоочередная задача, стоящая сегодня перед каждым общеобразовательным учреждением. Важнейшим фактором формирования здоровья подрастающего поколения является питание. Так как ученик ежедневно проводит в школе  6-7 часов, большое значение в здоровьесбережении школьников играет организация питания.

По результатам мониторинга по России выявлено, что одной из причин возникновения различных «школьных» болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудочно-кишечного тракта) более чем у 30% от общей численности детей является неудовлетворительное качество питания, организованного в школе.

По МБОУ «Убеевская СОШ» 52 учащихся имеют «школьные» болезни. Из них анемия – 1 , кариес -39 ,болезни желудочно-кишечного тракта – 5, избыточный вес – 7.

 

Для организации качественного сбалансированного питания школьников,  с учетом норм их потребности в питательных веществах и энергии    в соответствии с современными требованиями необходимо соблюдение обязательных  условий: модернизация  школьного пищеблока, техническое оснащение самостоятельной школьной сырьевой столовой, наличие необходимых производственных помещений и цехов, повышение квалификации персонала и педагогических работников в области здорового питания. 

 

На сегодняшний день уровень технического оснащения сырьевой школьной столовой не соответствует современным требованиям. Технологическое оборудование пищеблока не обновляется, его износ составляет от 70 до 80%.   При таком  состоянии пищеблока  обеспечение качественного сбалансированного питания  школьников с учётом норм их потребности в питательных веществах и энергии требует от персонала пищеблока больших временных затрат. Большинство операций по приготовлению блюд выполняется вручную.

 

Причины сложившейся ситуации заключаются в ряде факторов:

- недостаток бюджетного финансирования статей на школьное питание, что

 в конечном итоге влияет на качество и разнообразие сырья, используемого для приготовления блюд, на уровень технического оснащения школьных столовых.

Пути решения:

- поиск дополнительных внебюджетных источников финансирования и модернизация материально-технической базы столовой;

- замена морально устаревшего и претерпевшего материальный износ оборудования на новое, высокотехнологичное, обеспечивающего получение готовой продукции требуемого качества.

- отсутствие или недостаточное оборудование необходимых производственных помещений и цехов в соответствии с рекомендуемым перечнем для школьных сырьевых столовых.

Пути решения:

- рациональное распределение площадей пищеблока для оборудования необходимых производственных помещений и цехов;

-  модернизация имеющихся цехов (горячего, первичной обработки овощей).

 

 

В связи с тем, что 78% обучающихся проживают в малообеспеченных семьях,  имеющих низкий доход, для школы  очень актуальна проблема  обеспечения всех школьников качественным и доступным по стоимости питанием.

Пути решения:

-снижение себестоимости питания за счет выращивания и заготовки необходимого количества овощей своими силами на пришкольном учебно-опытном участке и арендуемых в администрации села площадях. Стоимость выращенной и заготовленной продукции не включать в стоимость питания.

- заключение договоров с местными перерабатывающими предприятиями на прямые поставки по ценам ниже рыночных продуктов повышенной пищевой и биологической ценности для школьного питания (мяса, молока, масла сливочного,  колбасных изделий).

- повышение качества питания школьников через строгое выполнение персоналом пищеблока   «Санитарно – эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.5.2409-08, совершенствование нормативно-методической базы пищеблока, осуществление  системы внутришкольного производственного контроля и общественного (родительского)  контроля за организацией питания.

 

Одним из актуальных направлений воспитательной работы является формирование у школьников ответственного отношения к своему здоровью, в том числе и воспитание культуры правильного питания.

Пути решения:

- повышение квалификации классных руководителей по вопросам правильного питания;

-  введение в образовательную программу интегрированного курса «Правильное  питание» в рамках предметов «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», элективных курсов, классных часов;

- организация внеклассных мероприятий, посвященных культуре питания, в том числе и с участием родителей;

-  работа постоянно действующего стенда со сменной информацией;

- регулярное информирование родителей через родительские собрания, постоянно действующий стенд «Для вас, родители!» в рубрике «Приглашаем к сотрудничеству» об организации питания в школе.