«Арктика – территория развития» – так называется
занятие из цикла «Разговоры о важном».
Учителя напомнили
ребятам историю исследования Арктики, объяснили детям стратегическое значение
Арктики для развития России и укрепления ее позиций на международной арене.
Педагоги отметили об ответственности за сохранение уникальной природной среды
этой территории. Арктика является сокровищницей природного и культурного
наследия России.
Учащиеся младших
классов узнали, что свои арктические территории имеют 5 государств: Россия,
США, Норвегия, Канада и Дания. При этом российская часть Арктики является самой
большой. Здесь обитают уникальные животные: белые медведи, северные олени,
моржи, тюлени, усатые киты. С сентября по апрель в Арктике наблюдают одно из
самых красивых явлений – северное сияние.
В Арктике людей
привлекает возможность организовать через Северный Ледовитый океан доставку
грузов между отдаленными населенными пунктами Севера. К тому же, здесь
находятся огромные запасы полезных ископаемых: например, 15% мирового запаса
нефти и 25% запасов газа. Земля Арктики также богата металлами. Помимо этого, в
Арктике содержится 20% мирового запаса пресной воды. Исследования уникального
климата и животных могут многое дать для развития науки.
Учителя напомнили ребятам
об основных событиях в освоении Арктики. Важным событием в освоении Северного
морского пути стала экспедиция Отто Юльевича Шмидта, которая в 1932 году на
ледоколе «Александр Сибиряков» добралась из Архангельска до Берингова пролива.
Еще одна его экспедиция в 1933 году отправилась из Мурманска во Владивосток на
пароходе «Челюскин», но судно попало в ледовый плен.
Пять месяцев
пароход дрейфовал в арктических льдах, но все же был раздавлен льдами и
затонул. Участники экспедиции успели эвакуироваться, их спасли полярные
летчики.
Учащимся средних и
старших классов педагоги рассказали о том, что в этом году исполняется 500 лет
с начала истории освоения Россией Северного морского пути. Первое его
упоминание датируется 1525 годом. Тогда русский дипломат и ученый Дмитрий
Герасимов высказал предположение о возможности пройти через Северный Ледовитый
океан из Европы в Китай. В 1648 году Семен Дежнев прошел вдоль побережья
русской Арктики, а позднее, в 1688 году, купец Иван Толстоухов достиг Таймыра.
В XVIII веке, по итогам Великой Северной экспедиции под руководством Витуса
Беринга, открытий Дмитрия и Харитона Лаптевых, Семена Челюскина, была
составлена первая подробная карта российской Арктики.
Северный морской
путь является кратчайшим маршрутом, соединяющим Европу и Восточную Азию, его
использование сокращает время и топливо, снижая затраты на перевозку грузов.
Для сравнения: от Мурманска до портов Японии около 6 тысяч миль, а по южным
морям, через Суэцкий канал – более 12 тысяч. То есть через Арктику путь из
Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в среднем занимает 18 дней,
тогда как через Средиземное и Красное моря – 37 дней.
В конце
внеурочного занятия обучающиеся сделали вывод о том, что сохранение природного
и культурного наследия Арктики – ответственность каждого, ведь от бережного
отношения к ее экосистеме и традициям коренных народов зависит будущее региона.
Арктика – это не только история великих открытий, но и пространство для новых
научных исследований, технологического прогресса и устойчивого развития.