День добровольца (волонтера) в
России отмечают 5 декабря с 2017 года. Волонтерские инициативы получили
поддержку государства, добровольческое движение стало масштабным. Оно выступает
формой реализации взаимопомощи и нормой жизни современного общества.
Занятие цикла «Разговоры о важном»
на тему «Мы вместе», посвящается знакомству с деятельностью волонтеров.
На внеурочном занятии учащиеся ознакомились
с деятельностью волонтеров, расширили своё представление о Всероссийских акциях
и проектах социальной направленности.
Мероприятия направлены на воспитание у детей таких качеств, как доброта,
отзывчивость, сопереживание, сострадание, милосердие и желание помогать другим.
С учащимися 1-4 классов в начале
занятия провели мотивационную беседу на основе работы с рисунками, позволяющими
подвести их к раскрытию понятий «добро», «добрые дела», «забота». Дети посмотрели
обращение федерального спикера. После просмотра в познавательной беседе «Первые.
День волонтера» выполнили задание «Цветок доброты».
Педагоги рассказали детям о
волонтерской работе известных людей. Например, Константин Хабенский —
российский актер театра и кино, телевидения, народный артист Российской
Федерации, художественный руководитель МХТ им. Чехова. Актёр открыл
благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям и со своей командой старается
делать все, чтобы вернуть их к полноценной жизни. Ребята узнали, что
направлений добровольчества много: это и помощь животным (проект «Лапа помощи»,
например), и помощь пожилым людям, и забота о природе.
Учащимся 3- 4 классов рассказали, что волонтером может
стать любой желающий старше 8 лет. Для ребят в возрасте до 14 лет необходимо
сопровождение официальных представителей, для подростков старше 14 лет —
разрешение от родителей.
Школьникам 5-7 классов напомнили,
что больше 100 поселков и городов в нашей стране начинаются со слова «добро».
Это и город Добрянка в Пермском крае, и поселок Доброград в Калужской обрасти,
и деревни Добрая Вода и Добрая Надежда в Орловской и Рязанской областях.
Педагоги предложили ребятам построить добрый город – с помощью интерактивной
карты «Город добрых дел».
В нашей стране волонтерское движение
объединяет в себе огромное количество людей разных возрастов, профессий,
национальностей, и это количество с каждым годом растет. Учителя рассказали
детям о помощи животным. В России работает около 700 приютов для безнадзорных
животных. Все приюты работают благодаря волонтерам. В конце внеурочного занятия
ребята выполнили задания интерактивной викторины «Экология – это я».
В начале занятия учащиеся 8-9
классов узнали, что добровольческое движение появилось на Руси после принятия
христианства, в 988 году. По указу князя Владимира малоимущим выдавали еду и
деньги. При Владимире на Руси появились первые больницы и сиротские приюты, их
работники трудились безвозмездно. А при Ярославе Мудром открылись училища, в
которые принимали сирот.
Добровольчество поддерживали многие
русские правители: Иван Грозный приказал в каждом городе создать богадельни для
больных и бездомных; Петр I отправлял сирот на учебу и работу в мануфактуры, а
в 1721 году император приказал у всяких чинов людей, кроме рядовых, вычитать на
каждый год от каждого рубля по копейке на благотворительные нужды; Екатерина II
создала сеть воспитательных домов для сирот, подкидышей, незаконнорожденных
детей.
Ребятам напомнили также, что
«Движение Первых» запустило всероссийский проект – «Первая помощь», в рамках
которого в школах и колледжах проходят мастер-классы по оказанию первой
медицинской помощи.
Учащимся 10 класса напомнили об
истории добровольчества и помощи нуждающимся в России. В частности, рассказали
о самоотверженности русских сестер милосердия, спасавших во время войн жизни
солдат. Среди имен, навсегда вошедших в историю страны, сестры милосердия –
Дарья Севастопольская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская.
Говоря о медицинской помощи, учитель рассказал, что у медиков в обиходе есть очень яркие образы: они говорят о пяти «бриллиантовых» и десяти «платиновых» минутах, а еще о «золотом часе». В международной медицинской практике есть общепринятые понятия «золотого часа» и «платиновых» 10 минут. Бригады скорой, оказывая помощь пострадавшим в авариях, почти всегда укладываются в это время. Но есть и так называемые «бриллиантовые» 5 минут, когда первая помощь наиболее эффективна. Например, при остановке дыхания или массивном наружном кровотечении. Оказывается, что, если ребенку уже исполнилось 10 лет и более, его сил уже должно хватить, чтобы провести эффективные действие по восстановлению дыхания. Со школьниками также поговорили о работе поисково-спасательных отрядов и о событийном волонтерстве.