2013 год 6 июня
С 26 августа 20013 года в Центре дополнительного образования ФГБОУ ВПО «ЧГУ им.И.Н.Ульянова» началась 2-я сессия курсов профессиональной переподготовки по программе «Теория и практика обучения физической культуре и спорту» с отрывом от производства, которая предусматривает ускоренное прохождение учебно-спортивных дисциплин до 31 октября 2013 года.
Одной из важных дисциплин по данной программе переподготовки для учителей-предметников из разных районов и городов Чувашии, зачисленных в число слушателей Центра дополнительного образования с 15 мая 2013 года, стало плавание. Курсантам особенно понравились практические занятия по плаванию под руководством тренера-преподавателя по плаванию Колесниковой Ольгой Борисовной, доцента кафедры физической культуры и спорта Чувашского государственного университета, кандидата биологических наук. В летнее время занятия проводились в уютном бассейне гимназии №5 г.Чебоксар, с началом же нового учебного года были перенесены в просторный бассейн факультета физического воспитания Чувашского государственного педагогического института.
Плавание – это водный вид спорта, где техника выполнения плавательных упражнений имеет решающее значение в достижении высоких результатов, поэтому обучению технике плавания уделялось основное внимание. Будучи мастером спорта по плаванию, Ольга Борисовна Колесникова на своих занятиях личным участием проводила мастер-классы, наглядно демонстрировала отличное владение техникой каждого стиля плавания, научила правильно и последовательно выполнять элементы техники, давала ценные рекомендации применению полученных знаний, умений и плавательных навыков в педагогической деятельности.
Надо также отметить, что на занятиях Колесникова Ольга Борисовна применяла различные методы, начиная от словесных и заканчивая практическими. Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и многое др., она помогла слушателям создать четкое представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определили эффективность занятий.
Обучение технике движений велось двумя практическими методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом расчлененно-конструктивного упражнения (по частям). Были использованы различные плавательные средства: нагрудники, «нарукавники», доски, спасательные круги, мячи и даже ласты для обучения подводному плаванию.
Дыхание – самый важный элемент в обучении плаванию. Без его освоения невозможно обучиться спортивным способам плавания. А приобретенный навык плавания без способности делать выдох в воду очень ненадежен и накладывает некоторые сложности как на освоение различной техники плавания, так и на возможность человека держаться на воде во время волны, ветра, при попадании брызг, неожиданном погружении и т. д. Теперь будущие учителя физической культуры и инструкторы по плаванию благодаря педагогическому мастерству мастера спорта Ольги Колесниковой узнали, что главный смысл подготовительных упражнений по освоению с водой (как на суше, так и в воде) заключается в первую очередь не в имитационных движениях конечностями, что является великим заблуждением, а в овладении правильным дыханием.
Ольга Борисовна на занятиях применила разнообразные формы организаций как двигательных плавательных упражнений в частности, так и всего занятия в целом, на которых одновременно соседствовали доброжелательная атмосфера и соревновательный дух. Так, например, в конце последнего практического занятия был устроен показательный соревновательный заплыв «Вызов мастеру» на два бассейна (50 м, здесь: 1 бассейн = 25 м. Прим. автора) между тренером-преподавателем и одним из лучших пловцов из числа курсантов. Курсант продержался на равных один бассейн, затем второй бассейн он проиграл вчистую, потому что несоблюдение техники плавания кролем, технически плохо выполненный поворот, но самое главное, неправильное дыхание привели к быстрой усталости, сбитию дыхания и, как итог, к резкому падению скорости. Педагогический эффект от данного заплыва заключался в том, что преподаватель выиграла заплыв без каких-либо видимых усилий, потому что хорошо исполнила стартовое вхождение в воду, а по ходу дистанции продемонстрировала отличную технику плавания и мастерски выполнила поворот. Но самое главное, остальные курсанты наглядно увидели и осознали преимущества освоения правильной техникой плавания, поворота и дыхания.
|
|
В дальнейшем курсантов ждет несколько теоретических занятий по теории и методике плавания и в завершение учебной программы по плаванию – зачет!